Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи
Городокского райисполкома
Отдел по образованию Городокского райисполкома
ПРОГРАММА
«Моя малая родина»
(программа воспитательной деятельности,
туристско-краеведческого направления, возраст 6-17 лет)
г. Городок
2020 год
Пояснительная записка.
«Тот, кто бережет память о прошлом,
о своей малой Родине, красоте родных мест – истинный патриот»
Д.С. Лихачев
«Народ, незнающий своего прошлого,
не имеет права на будущее»
А.С. Пушкин
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» человека - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города и района, его исторические и культурные ценности, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей детей, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Образовательная программа по краеведению «Мой край родной» для учащихся разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об образовании», Законом Республики Беларусь от 7 декабря 2009 года №65-З «Об основах государственной молодежной политики».
Актуальность данной Программы обусловлена необходимостью решения острейшей проблемы - воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города и района, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости городокчан, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Гуманное отношение к окружающему миру, сочетающее в себе любовь к людям и месту, где родился и вырос, с сознательным отношением к своему гражданскому долгу, формируется через участие в конкретных практических делах. Основные направления работы – патриотическое, экологическое, трудовое воспитание, формирование нравственных приоритетов.
Актуальность Программы состоит в том, что она предполагает совместную деятельность всего педагогического коллектива (учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители) и социальных партнеров учреждений образования в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания.
Особенность программы заключается в том, что она охватывает воспитывающей деятельностью все ступени обучения.
Цель программы:
Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему города Городка и Городокского района на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- познакомить обучающихся с историей возникновения города Городка;
- познакомить обучающихся с памятниками, архитектурными зданиями, природными заповедными местами Городокского района;
- познакомить обучающихся с именами и деятельностью знаменитых городокчан;
- расширить представления обучающихся о природных особенностях Городокского района;
- формировать у обучающихся практические навыки проектно-исследовательской деятельности;
- формировать умение работать с архивными, литературными и другими источниками информации;
- познакомить со способами сбора, обработки, систематизации материалов и информации;
- формировать мотивацию обучающихся к самообразованию.
- развивать аналитическое мышление;
- развивать устойчивость внимания, наблюдательность;
- развивать зрительную, слуховую и моторную память;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческий потенциал обучающихся;
- развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения.
- формировать у обучающихся социально-нравственные ориентиры;
- воспитывать нравственно-патриотические убеждения обучающихся;
- воспитывать ответственность и дисциплинированность обучающихся;
- формирование у обучающихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;
- формировать социальные умения и навыки;
- воспитывать культуру общения и поведения, обучающихся в общественных местах;
- воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.
Новизна программы
Программа «Моя малая родина» отличается объемом и способами преподнесения обучающимся краеведческой информации (исследовательская и конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания). При реализации содержания программы расширяются знания, полученные при изучении школьных курсов человек и мир, литературного чтения, изобразительного искусства, истории, формируются межпредметные связи. Важное место отводится практической деятельности обучающихся. В результате освоения программы обучающиеся смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами города Городка и района; оценки их эстетической ценности; ориентирования в своем городе; поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие и историю города и района.
Концепция программы
Концепция программы состоит в воспитании чувства патриотизма и уважения к историческому наследию родного края средствами краеведческой деятельности.
В программе представлены разнообразные виды деятельности подрастающего поколения, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.
В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей г.Городка и района, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц).
Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия.
Содержание познавательного блока составляют сведения о природе нашего края, истории образования района и города, людях, населяющих родной край. Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: Познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности воспитанников способствуют занятия в классе, экскурсии в музеи, дом ремесел и фольклора, кинотеатр, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.
Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.
Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип от опыта к обобщениям;
- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;
- принцип смены видов деятельности;
- принцип социокультурного соответствия;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей;
- принцип добровольности;
- принцип психологической комфортности в коллективе.
Содержание программы позволяет решать задачи и создает условия для развития ряда универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Занятия способствуют развитию инициативы, гражданской активности, повышают познавательный интерес учащихся.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни родного города, района, области, актуальность, воспитательная ценность.
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
- Основные этапы истории города: возраст города, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;
- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;
- историю своей семьи;
- название улиц названых в честь городокчан;
- правила поведения в общественных местах;
- архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;
- имена и достижения знаменитых земляков;
- героев городокчан в годы Великой Отечественной войны;
- участников военных событий в Афганистане;
- крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия города и района;
- особенности труда людей наиболее распространенных профессий;
- средние специальные учебные заведения своего города.
Воспитанники должны уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;
-работать в семейных архивах;
- работать с историческими документами;
- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;
- оформлять материалы, создавать экспозиции;
-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством педагога;
-посещать музеи и другие культурные учреждения города.
Будут сформированы обще учебные умения и личностные качества:
- развитая зрительная, слуховая и моторная память;
- устойчивость внимания, наблюдательность;
- любознательность;
- умение работать в группе;
- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- умение слушать и слышать друг друга;
- дружелюбие.