УТВЕРЖДАЮ
Начальник
отдела по образованию
Городокского райисполкома
_______________ Н.В. Сушко
ПОложЕнИе
опроведении районного этапа
Всебелорусской молодежной
экспедиции ˮМаршрутами памяти. Маршрутами единства“
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь 09.02.2024 № 06-02-16/1585/дс, в рамках реализации Государственной программы ˮОбразование и молодежная политика“ на 2021 – 2025 годы в период с февраля по ноябрь 2024 года проводится районный этап Всебелорусской молодежной экспедиции ˮМаршрутами памяти. Маршрутами единства“ (далее – Всебелорусская молодежная экспедиция).
1.2. Организаторами районного этапа Всебелорусской молодежной экспедиции являются отдел по образованию Городокского райисполкома, Государственное учреждение дополнительного образования ˮГородокский районный центр детей и молодежи“ (далее – Городокский центр детей и молодежи).
Организационное и методическое сопровождение мероприятий Всебелоруской молодежной экспедиции осуществляет Городокский центр детей и молодежи.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Всебелорусская молодежная экспедция проводится с целью дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания молодежи посредством вовлечения ее в туристско-экскурсионную и экспедиционную деятельность.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующихзадач:
создание условий для воспитания у молодежи духовных ценностей, гражданственности, патриотизма, определяющих модель их жизненного поведения;
массовое вовлечение обучающихся в культурно-познавательную
и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний
об историко-культурном и природном наследии Беларуси;
развитие молодежного образовательного туризма;
разработка региональных туристических (экскурсионных) маршрутов с включением в них малоизвестных объектов, популяризация и стимулирование их развития;
создание имиджа регионов как привлекательного туристско-экскурсионного и культурно-познавательного объекта;
развитие творческих способностей обучающихся, совершенствование навыков их работы с информационно-коммуникативными технологиями;
развитие медиакультуры в среде молодежи, сохранение и приумножение духовно-просветительских и культурных ценностей в современном информационном пространстве.
3. Участники
Во Всебелорусской молодежной экспедиции принимают участие обучающиеся учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи, объединенные в экспедиционные отряды, туристские, экскурсионные группы.
Возраст обучающихся – участников Всебелорусской молодежной экспедиции – 14 лет и старше. Состав экспедиционного отряда, туристской, экскурсионной группы – не менее 6 обучающихся в сопровождении не менее 2 педагогических работников.
4. Срок реализации
Мероприятия районного этапа Всебелорусской молодежной экспедиции реализуются в период с февраля по октябрь 2024 годав два этапа с определением победителей и призеров:
первый этап (отборочный) – в учреждениях образования;
второй этап (отборочный) – районный.
5. Порядок проведения
5.1. Основным содержанием районного этапа Всебелорусской молодежной экспедиции является изучение обучающимися истории,культуры иприроды родного края посредством участия в экспедициях, туристских походах иэкскурсиях по заданным направлениям.
Тематика направлений:
”Нам дороги эти позабыть нельзя“ ‒ знакомство с объектами, связанными с военной историей (воинские захоронения погибших мирных жителей, партизан и подпольщиков, военнослужащих, мемориальные комплексы, памятники, посвященные военным действиям на территории Беларуси, а такжедругим страницам военной истории разных периодов);
”Истории славные имена“ ‒ знакомство с местами, связанными с жизнью и деятельностью выдающихся земляков края (государственные, политические, общественные, военные деятели, меценаты, деятели культуры, науки, труженники и др.);
”Святынями родного края“ ‒ знакомство с культовыми сооружениями Беларуси, духовными реликвиями, религиозными праздниками и фестивалями, памятниками святым и духовным личностям региона и другими объектами религиозной культуры;
”Наследие земли белорусской“ ‒ изучение объектов архитектуры (дворцы, замки, усадьбы, музеи, социальные, экономические и другие объекты градостроительства);
”Заповедными тропами природы“ ‒ изучение природного наследия края (растительный и животный мир, геологические и гидрографические памятники, садово-парковые комплексы, заповедники, заказники и другие памятники природы).
5.2. Этапы реализации Всебелорусской молодежной экспедиции.
5.2.1. Первый этап (февраль – март)– подготовительный.
Данный этап включает:
создание на базе учреждений образования из числа обучающихся экспедиционных отрядов, туристских и экскурсионных групп под руководством педагогических работников;
оформление предварительной заявки в google-форме, размещенной на сайте Витебского областного дворца детей и молодежи (до 15 марта 2024 г);
разработку проекта маршрута экспедиции/туристского похода/экскурсии по одному из выбранных направлений (п. 5.1) по объектам, расположенным на территории своей малой родины (сельского населенного пункта/города/района/области);
составление проекта презентации разработанного маршрута (макет презентации для использования размещен на сайте Республиканского центра (https://rcek.by/краеведение/проекты);
регистрацию экспедиционного отряда, туристской, экскурсионной группы в единой google-форме, размещенной на платформе ”Патриот.by“ в афише данного мероприятия (patriot.rcek.by) (до 30 марта 2024 г.).
5.2.2. Второй этап (до 8 апреля) – проведение презентационных мероприятий (заочно) с участием представителей зарегистрированных экспедиционных отрядов, туристских, экскурсионных групп.
5.2.3. Третий этап (май-октябрь) – прохождение разработанных маршрутов экспедиции/туристского похода/экскурсии и подготовка итогового творческого проекта (пп. 5.6.-5.10.).
5.2.4. Четвертый этап (октябрь) – проведение районного (отборочного) этапа. На данном этапе районное жюри проводит оценку творческих проектов и их представление в онлайн или очном формате.
5.3. При организации мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции необходимо обратить внимание на:
5.3.1. выполнение Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 г. № 35а;
5.3.2. обязательное наличие маршрутного листа при прохождении туристского похода и экскурсии туристской, экскурсионной группой;
5.3.3. использование полевого дневника при проведении экспедиций;
5.3.4. использование Дневника путешественника обучающимися учреждений общего среднего образования для фиксирования посещений экскурсионных объектов во время туристских походов/ экскурсий.
5.4. С целью популяризации туристско-краеведческого и экспедиционного движения в рамках Всебелорусской молодежной экспедиции рекомендуется размещать материалы проведенных экспедиций/ туристских походов/ экскурсий на сайтах учреждений образования. Фотоматериалы размещаются в альбоме ”Всебелорусская молодежная экспедиция 2024“ на странице Республиканского центра в Вконтакте (https://vk.com/rcek_belarus), а также в других официальных социальных сетях учреждений с хештегами: #молодежная_экспедиция #маршрутами_памяти #маршрутами_единства #рцэкРБ (с указанием учреждения образования – автора фотоматериалов).
5.5. По итогам прохождения маршрута(-ов) экспедиции/ туристского похода/ экскурсии обучающиеся создают творческий(-ие) проект(-ы) по выбранному напралению (п.5.1.).
Творческие проекты могут быть подготовлены в одной или нескольких номинациях: ”У истоков познания края“, ”Познай Родину – воспитай себя“, ”Натхнёны водарам Радзімы“, ”Бацькоўскі край, наш край дзівосны“, ”Туристическая мозаика Беларуси“.
5.6. ”У истоков познания края“.
5.6.1. Творческий проект представляется в виде отчетного материала о совершенной с исследовательской целью экспедиции.
Выполняется экспедиционным отрядом.
5.6.2. Участники проекта разрабатывают маршрут экспедиции для выполнения конкретного задания, направленного на сбор информации о ”малоизвестных или малоизученных“ исторических фактах, культурном и природном наследии края в соответствии с поставленными целью и задачами. В ходе предварительной работы рекомендуется изучить имеющиеся источники по теме и составить план экспедиции.
Отчетный материал включаетполевой дневник и полевую опись.
5.6.3. Полевой дневник ведется для описания хода экспедиции и содержит:
нитку маршрута;
срок проведения экспедиции;
цель и задачи;
информацию о выявлении, изучении и сборе новых данных, исторических, культурных и природных вещественных предметов, устных записей, фольклорных элементов и др. (фиксация сведений об обстановке, в которой они находились, и обстоятельствах их выявления, о фактах встреч с людьми, которые дали определенную информацию с указанием анкетных данных источника информации и др.);
результаты экспедиции, перспективы дальнейших исследований и использования полученного материала;
фотоматериал о ходе экспедиции.
5.6.4. Полевая опись ‒ это ”первичный документ“, в который заносятся основные сведения о ”находках“ на маршруте.
Полевая опись оформляется в виде таблицы и содержит следующие разделы: порядковый номер; дата и место обнаружения; наименование ”находки“; количество, материал и способ изготовления, назначение, сохранность (для предметов, при их наличии); описание материала; содержание материала (текст, при наличии); источник поступления; примечания.
5.6.5. Критерии оценки:
соответствие проекта выбранному направлению;
результативность реализации цели и задач экспедиции;
полнота представления материала об экспедиции;
хронологическое и последовательное изложение материала;
перспективы использования найденного материала.
5.6.6. Отчеты предоставляются в бумажном и электронном (при компьютерном наборе текста) вариантах (п. 5.12).
5.7. ”Познай Родину – воспитай себя“.
5.7.1. Творческий проект предоставляется в виде отчета о совершенном с познавательной целью туристском походе.
Выполняется туристской группой.
5.7.2. Участники проекта разрабатывают маршрут многодневного похода и проходят его активным способом передвижения – пешком, на велосипедах, с использованием плавсредств (байдарка, каяк, катамаран).
5.7.3. Отчет о туристском походе должен содержать:
вступление – цель и задачи похода, вид похода, продолжительность и протяженность маршрута, маршрут похода;
состав группы с указанием возраста участников, места учебы и работы;
список необходимого группового и личного снаряжения;
меню похода;
картографический материал – крупномасштабная карта с нанесенной ниткой маршрута, направлением движения, местами ночевок, дневок, объектов осмотра;
описание нитки маршрута, которая отражает подробные данные об отдельных характерных отрезках маршрута, их протяженности и местах стоянок. Описание нитки маршрута строится в виде таблицы и состоит из следующих разделов: дата, участки пути (с привязкой к топографической карте и характерным ориентирам), время в пути, места стоянок, характер местности, изучаемые объекты;
описание исследуемых объектов на маршруте в соответствии с выбранным направлением (п. 5.1.);
рекомендации по прохождению маршрута.
5.7.4. Критерии оценки:
соответствие проекта выбранному направлению;
логичность построения маршрута;
информативность материала о посещенных объектах на маршруте;
полнота описания нитки маршрута;
наличие документов, подтверждающих прохождение маршрута (маршрутный лист с отметками прохождения маршрута; при отсутствии отметок в маршрутном листе фотоматериалы в полной мере должны подтверждать прохождение маршрута);
доступность и безопасность маршрута.
5.7.7. Отчеты предоставляются в бумажном и электронном вариантах (п. 5.12).
5.8. Номинация ”Натхнёны водарам Радзімы“.
5.8.1. Творческий проект представляется в виде путевого дневника или видеозарисовок.
Выполняется обучающимся индивидуально в составе экспедиционного отряда, туристской, экскурсионной группы.
5.8.2. Путевой дневник
5.8.2.1. Путевой дневник представляет собой материал, художественно оформленный в виде путевых заметок, созданный во время или по итогам экспедиций/туристских походов/экскурсий. Материал может содержать: описание путешествий, впечатления об увиденном, очерк событий, встреч с людьми и др. Также в путевой дневник рекомендуется включать дополнительный материал, который позволяет раскрыть содержание путешествий (зарисовки, фотографии, билеты и др.).
Путевой дневник должен включать описание только одного пройденного маршрута, соответствующего выбранному направлению (п. 5.1.).
5.8.2.2. Критерии оценки:
соответствие проекта выбранному направлению;
полнота представления материала об экспедиции/ туристском походе/ экскурсии;
логическое и последовательное изложение материала;
оригинальность представления повествования;
общее эмоциональное восприятие повествования;
использование элементов творческого оформления путевого дневника.
5.8.2.3. Материал предоставляется в бумажном варианте (рукописный или компьютерный набор текста).
5.8.3. Видеозарисовка
5.8.3.1. Видеозарисовки представляются в виде видеоролика ‒ короткометражного фильма, промо-ролика, репортажа и др.
Видеоролик снимается в ходе проведения экспедиции/ туристского похода/ экскурсии, содержит информацию о посещенных объектах, личные и групповые впечатления, наблюдения, эмоции от увиденного и др. Рассказ ведется от автора видеоролика (кадровая или закадровая озвучка).
5.8.3.2. Видеоролик предоставляется в формате avi, mpg, wmv, хронометражем до 5 минут. Допускается использование при монтаже и съемке ролика специальных программ и инструментов.
Обязательным условием является обеспечение качества изображения и звукового сопровождения, достаточных для четкого распознавания сюжета и героев, а также разборчивости речи. Не рассматриваются видеоролики, смонтированные в виде слайд-шоу.
5.8.3.3. Критерии оценки:
соответствие проекта выбранному направлению;
содержательность;
операторская работа (качество звука и изображения, звуковые и визуальные эффекты);
режиссерское решение (идея, замысел, творческая оригинальность);
общее эмоциональное восприятие видеоролика.
5.8.3.4. Материал предоставляется в электронном варианте (п. 5.12).
5.9. ”Бацькоўскі край, наш край дзівосны“.
5.9.1. Творческий проект представляется в виде разработки экскурсионного маршрута по одному из заданных направлений (п. 5.1) по достопримечательностям, уникальным местам своего региона (населенного пункта, района, области).
Выполняется экскурсионной группой.
Разработка включает: экскурсионный маршрут и презентацию (обязательные части разработки), дополнительный материал.
5.9.2. Структура экскурсионного маршрута: цель, задачи, тип, вид, продолжительность экскурсии; протяженность маршрута; нитка маршрута; краткое содержание экскурсии; общие методические и организационные указания; технологическая карта маршрута экскурсии.
Технологическая карта составляется в виде таблицы и содержит следующие графы: маршрут экскурсии; места остановок; объекты посещения; время/минуты; основное содержание экскурсии, перечисление подтем и основных вопросов, раскрывающих тему; организационные указания; методические указания. Дополнительно оценивается описание логических переходов между пунктами маршрута/объектами посещения.
5.9.3. Презентация – это мультимедийный продукт, который дает точную визуализацию и позволяет эффективно презентовать разработанный экскурсионный маршрут.
Объем презентации 20-25 слайдов. Презентации могут быть созданы в формате Power Point, PDF, Flash.
5.9.4. Дополнительный материал может включать фотографии, публикации, рекламно-информационную продукцию (путеводитель, карты, схемы, буклет и др.), содержащие сведения об объектах маршрута, и другую информацию, подтверждающую прохождение экскурсионной группой данного маршрута.
5.9.5. Критерии оценки:
соответствие проекта выбранному направлению;
оригинальность (уникальность маршрута и логика его построения с точки зрения привлекательности для посещения);
насыщенность (полнота раскрытия темы маршрута, насыщенность маршрута экскурсионными объектами);
удобство (удобство посещения включенных в маршрут объектов показа);
доступность и безопасность (наличие условий на маршруте для различных социальных групп, наличие схем безопасности);
значимость (значимость маршрута для развития и продвижения территории, формирование привлекательного имиджа территорий);
перспективы (перспективы развития маршрута).
5.9.6. Материалы предоставляются в бумажном и электронном вариантах (п. 5.12).
5.10. ”Туристическая мозаика Беларуси“.
5.10.1. Творческий проект предоставляется в виде кейса (проекта) по продвижению туристического потенциала региона (населенного пункта).
Выполняется экспедиционным отрядом, туристской, экскурсионной группой.
Кейс (проект) должен быть направлен на повышение туристической привлекательности региона (населенного пункта) для молодежи, жителей, туристов посредством представления в них разработанного (-ых) маршрута (-ов).
5.10.2. Кейс (проект) должен включать описание:
цели и задач;
нитки маршрута, краткую характеристику объектов, их уникальность;
этапов и предполагаемых сроков реализации;
необходимого инструментария (способов продвижения маршрута);
масштаба и предполагаемого результата/эффекта.
При подготовке кейса (проекта) необходимо использовать фотоматериалы, которые будут подтверждать прохождение
маршрута (-ов).
Обязательной составляющей кейса (проекта) является создание интерактивной карты в форме интерактивного плаката, которая содержит:
местоположение объектов маршрута;
краткое описание объектов маршрута, подчеркивающее историческую/ культурную/ природную значимость для региона, страны;
фотографии объекта, позволяющие визуализировать объект;
интерактивные элементы (текст, аудио, видео, иллюстрации) необходимые для получения дополнительной информации о маршруте.
При создание интерактивной карты (интерактивного плаката) рекомендуется использовать онлайн-сервисы (например, genial.ly, thingLink, др.).
5.10.3. Критерии оценки:
обоснование актуальности и практическая значимость маршрута (объектов маршрута);
целевая аудитория и предполагаемый охват участников, на которых распространяется кейс (проект);
разнообразие инструментария по продвижению кейса (проекта), их оригинальность;
предполагаемый результат/эффект от реализации кейса (проекта);
для интерактивных карт:
содержание (творческий подход и оригинальность, разнообразие интерактивных элементов);
дизайн (эстетика оформления, грамотность и читаемость текста, качество мультимедиа);
техническое исполнение (построение интерактивного плаката, наличие ссылок, анимированные приемы, работоспособность гиперссылок и элементов навигации, удобство навигации).
Дополнительными баллами будут оцениваться предпринятые шаги по реализации кейса (проекта) и полученные результаты.
5.10.2. Формат кейса (проекта) определяется участников самостоятельно (Word, Power Point, PDF, Flash). Обязательно дополнительно указывается ссылка на интерактивную карту (интерактивный плакат). Материалы предоставляются в электронном варианте (п. 5.12).
5.11. Авторы – участники мероприятий, предоставляя творческий проект, дают автоматическое согласие организаторам соответствующих этапов мероприятий на обработку персональных данных, а также на публикацию своих проектов, публичную демонстрацию и некоммерческое использование материалов с целью популяризации Всебелорусской молодежной экспедиции (с соблюдением авторских прав).
5.12. На районный этап Всебелорусской экспедици направляются творческие проекты победителей (1 место) и призеров (2 и 3 места) 1-х этапов.
Материалы предоставляются в срок до 21 октября 2024 г. по адресу: г.Городок, ул. Советская, 14, каб. № 6, Городокский центр детей и молодежи.
5.13. Творческие проекты, направленные позднее установленного срока и не соответствующие условиям к рассмотрению не принимаются.
Получить консультацию и дополнительную информацию можно по телефонам: 52601.
Подведение итогов Всебелорусской молодежной экспедиции.
Победители и призеры определяются в каждой номинации творческого проекта (п. 5.6-5.10.) и награждаются дипломами отдела по образованию Городокского райисполкома.
Лучшие материалы победителей и призеров районного этапа конкурса примут участие в областном этапе конкурса.
6. Организационные комитеты
Для реализации Всебелорусской молодежной экспедиции на каждом этапе создаются организационные комитеты (далее – оргкомитеты).
Оргкомитет каждого этапа Всебелорусской молодежной экспедиции:
обеспечивает организационное и методическое сопровождение мероприятий;
доводит информацию о Всебелорусской молодежной экспедиции до сведения заинтересованных;
осуществляет персональный подбор состава жюри при оценке творческих проектов;
анализирует и обобщает итоги районного этапа Всебелорусской молодежной экспедиции;
освещает ход подготовки, проведения и результаты Всебелорусской молодежной экспедиции в средствах массовой информации.
Для подведения итогов мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции на каждом этапе оргкомитетом создается жюри.
Жюри на всех этапах мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции:
оценивает творческие проекты;
определяет победителей и призеров соответствующих этапов мероприятий;
представляет решения (протоколы) по результатам мероприятий и другую необходимую информацию в соответствующие оргкомитеты.
7. Финансирование мероприятий
Расходы, связанные с участием в мероприятиях Всебелорусской молодежной экспедиции, – за счет направляющих организаций.
Финансирование мероприятий районного этапа Всебелорусской молодежной экспедиции (приобретение дипломов, питание участников в случае очного проведения мероприятий) осуществляется за счет средств отдела по образованию Городокского райисполкома, предусмотренных на проведение образовательных мероприятий.
Для финансирования мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции на всех этапах могут быть использованы иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
раскрыть » / « свернуть